Вновь приветствую тебя, дорогой друг, и мы продолжаем о самом главном:
«Младенец родился нам – Сын дан нам…» (Ис 9:6).
В прошлый раз мы говорили о том, что у человека произошло прелюбодеяние по отношению к Господу. Святая Святых их отношений были осквернены и безнадёжно испорчены. «Всё разрушил враг во святилище» (Пс 73:3). Человек был обворован, лишён своего царственного достоинства и попал во власть духа лжи и смерти… Он потерял свою свободу, которую имел, пребывая в нежнейших лучах Божественной Любви, и стал рабом порочных желаний, порождаемых его собственным сердцем! Человек перешёл из Жизни в смерть и стал явлением временным, мимолетным, преходящим… «Дни человека как трава; как цвет полевой, так он цветёт. Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс 102:15,16). Кроме того, человек потерял способность видеть и воспринимать Истину. «Всякий человек лжив» (Рим 3:4), поскольку «дух блуда внутри них» и «Господу они изменили» (Ос 5:4,7). Человеку нечем стало видеть истину: она перестала находить своё отражение в нём! «Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего… он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин 8:44,45). Господь оказался униженным в сердце человека и более не мог пребывать в нём свободно, и именно это и явилось тем страшным основанием для столь фатальных извращений некогда безупречной человеческой природы. Это был безнадёжный тупик – сам по себе человек погиб! Ничто в нём самом не осталось незатронутым смертельной порчей. И ничто в нём самом не могло возродить прежнюю истинность и чистоту… Спасти человека, как мы уже говорили, могло только новое первозданное Начало, — новое принятие себя из рук Божиих, новое осмысление себя, новое рождение в Жизнь… — новое то, где всё как было в самом начале – только два сердца: человеческое и Божие, устремлённые друг к другу, чтобы абсолютно слиться в вечной Божественной жертвенной Любви! Новое Святое Святых их откровеннейшей близости в безупречной вечной верности! …
И чтобы это Начало стало действительно реальным, казалось, не было другого пути, как только – бесследно изгладить из сферы бытия само существование падшего человека, и повторить попытку – создать нового и возобновить это Начало! То есть вместо безнадёжно испорченного создать нового, чистого, невинного и начать всё сначала… Но, дорогой друг, так может казаться для кого и для чего угодно, но только – не для Любви! Любовь так не может! Она не может оставить того, кого уже полюбила! Она слишком свята! Если уже что-либо вышло из Её рук, то это вышло из Её Сердца. Это есть выражение Её вечности и Её вечной верности. Ничто не может превзойти Любовь, и ничто не может отлучить от Неё! «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина… не может отлучить нас от Любви Божией» (Рим 8:38,39). «Нас» — это значит именно нас, тех, которые так безнадёжно пали! И это именно мы в этой непостижимой Божьей Любви, снова обретаем сверхнадежду – новое безупречное в своей идеальной чистоте Божественное Начало! Всё – с абсолютно чистого листа! Начало всего! И, прежде всего, — самих себя! И это – реально переживаемый процесс нового познания самого себя и знакомства с самим собой! Такое сотворить, способна только вечная Божественная Любовь, Которая может исчерпать любую «невосполнимую» потерю своей жертвенностью, и секрет силы которой заключается в том, что Она совершенно «ищет не своего», но «чужого» счастья! Она полностью отдаётся созиданию счастья других – и в этом она и есть Любовь! И, конечно же, от самых-самых вечных времен Любовь уже позаботилась о величайшем и абсолютно недосягаемом по своей красоте, необъятности и силе Даре для всего Божественного мироздания, в Котором Она уже разрешила все неразрешимые узлы и нашла выходы из всех безвыходных тупиков! И Дар этот – мы, конечно же уже не можем не знать – есть рожденный вечной Любовью сущий в недре Отчем Сын Божий, Который есть Свет истинный, в свете Которого бесследно исчезает всякая тьма! О том, что сотворила Любовь в Божьем Сыне для нас, мы уже не раз пытались говорить в предыдущих статьях, и сейчас мы ещё раз в глубоком благоговении попробуем войти в свет этой тайны: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9).
«Младенец родился нам – Сын дан нам…» — это и есть наше спасительное новое непорочное святое Начало. Когда мы думаем о Господе, о Его присутствии в нашей жизни, то возможно мы не представляем себе, насколько это – тончайшие нежнейшие чувства! Это то, что лелеется в самой глубине нашего сердца, что является самым сокровенным для нас, и чем мы можем поделиться с очень и очень немногими из самых близких людей. В жизни это в какой-то степени можно сравнить с тем, когда молодые влюблённые, с целомудренной стыдливостью стараются скрыть от окружающих (а поначалу и от самих себя!) свои подлинные сокровенные чувства друг к другу. И само наличие этих тончайших чувств и говорит об очень близком присутствии Господа к нашему сердцу. Мы ещё раз отметим, что в Едемском саду (в саду Удовольствия и Восхищения) произошла именно измена человека Господу, измена Самой Божией Любви! И глубину этой трагедии невозможно нам, смертным, сейчас как-либо вполне охватить и понять. Какую боль могут испытывать люди при измене друг другу, однако, эта боль рождена лишь – в слабом отражении вечной Божией Любви! А то, что случилось в Едеме – это измена непосредственно – Самой Божией Любви! Что это значит, не смогли постичь и сами Адам с Евой. Они так и не смогли прикоснуться к этой почти неуловимой святости Божией Любви – к тем самым тончайшим чувствам Божественного Сердца, которые Оно могло приоткрыть им только при рождении их общего Первенца (о чём мы уже ранее говорили). Именно в этом Божественном Первенце был приготовлен заветный ключик тайн Божиих. Именно только в Нём люди могли познать и обрести подлинную безусловную вечную Жизнь, а точнее – сам её Источник: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). Только в Нём они смогли бы обнаружить глубины Истины Божьего мироздания, углубиться в эту Истину и усвоить Её… Но… люди «Господу изменили, потому что родили чужих детей» (Ос 5:7). И вместо Божественного Первенца у Адама и Евы рождается первенец совсем от другого духа, и вместо глубочайших откровений Божиих, они становятся невольными участниками грубейших откровений глубин сатанинских. Мы знаем, что Каин стал первым убийцей на земле, причём – братоубийцей. Хотя это было уже второе убийство. Первое совершили его родители – Адам и Ева, нанеся смертельный удар по своей нежной близости с Господом – прекраснейшей Любви и Её дару безусловной вечной Жизни. В тот момент пролилась кровь Любви... и их не родившийся Божий Первенец, стал их «Агнцем закланным» ... То, что совершил Каин, было лишь свидетельством окаменения их сердец.
Рождение же Божественного Первенца – это на самом деле тот фундамент, без которого не могла быть соткана ткань жизни, сама её основа. Потому что именно в Этом Первенце берёт своё начало всякая подлинная мысль, всякое подлинное чувство, всякое подлинное желание, всякое подлинное действие… одним словом – вся Жизнь во всём её многообразии. Первенец – это полное начало абсолютно всей жизни и самосознания всякого человека в обретении и познании самого себя. Поэтому Он, Божественный Первенец, обязательно должен был всё-таки родиться в человеческой семье, так как без Него не было бы никакого Начала и не было бы ничего! И здесь есть для нас благая весть – не смотря на то, что Он не родился у Адама и Евы, и что не произошло рождения Божественных особых отношений между самими людьми и между людьми и Господом – то есть, не произошло рождения Божественной вечной семьи…, Божественный Первенец всё-таки родился! Родился от вечности, родился для нас и для всех! И, благодаря этому, мы всё-таки живы и всё-таки имеем надежду, и, даже более того, – имеем Божию Любовь, Которая через Него может изливаться в наши сердца! «Надежда не постыжает, потому что Любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим 5:5). Люди закрыли для себя бесценное откровение о Нём, но Он был рождён в Любви, Которая «не ищет своего», и, не смотря на то, что всё пошло не так, этот Младенец дарован каждому сыну и дочери человеческой. И Любовь на протяжении всей нашей истории ищет путь к каждому человеческому сердцу, чтобы свить в нём Божественную колыбель для Своего Первенца…
Однако у Любви осталось очень мало возможностей для этого, потому что человеческое сердце крайне очерствело, и «помышление его – зло от юности его» (Быт 8:21). Божественный Младенец – это средоточие всей нежности Вечной Любви. Это вся Её святость. И человеческому сердцу очень трудно представить такую Любовь, и соответственно принять Её. Этот Младенец – единственное явление Жизни в нашем мёртвом мире. И Он не мог прийти на землю как приходим все мы. Он должен был прийти так, чтобы явить нам неповреждённой Ту Жизнь, о Которой мы потеряли всякое представление… Он не мог прийти по обычным законам плоти… но только – непосредственно из недра Отчей Любви. «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Особое Божественное участие Его силы, силы Его Любви, никак не тронутой даже малейшим человеческим желанием и человеческими «возможностями» – что уже сразу бы умалило и осквернило Её – только это могло донести «Святое» на нашу землю Святым! Вспомним, что перед Господом, после падения человека стояла Божественная по своей сложности задача – минуя сам центр лжи, который свил своё гнездо не где-нибудь, но в самом центре человеческого сердца, — не убив это сердце, привить его к лозе Вечной Любви. И через это человек должен был получить возможность «вспомнить» себя, найти себя, увидеть себя в лоне Отчего Дома – Отчего Сердца, ощутить Его тепло, вновь обрести в Нём сладость подлинной свободы… Он должен был стать способным понимать неизреченный язык Любви, восхищаться этой Любовью и неотрывно пребывать в Ней (то есть – Дома!), достигая всё более и более полного слияния со всем Божеством…! Поэтому Господь делает таким образом, чтобы Своё Святое явить нам в нашей плоти, при этом не осквернив Это Святое. А это было бы никак невозможно без Его особого Личного участия: «Иосиф… не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого» (Мф 1:20). То есть: «Мария не прелюбодействовала перед тобою, но обрела в себе явление Вечной Жизни, и ты, Иосиф, сам обрёл благодать – особым образом иметь участие в этой великой тайне Божественного откровения!»
Однако Божией Любви необходимо было ещё нечто сотворить с нашим сердцем, чтобы оно смогло бы увидеть этот бесценный Дар и усвоить Его. Как это Святое не могло прийти на землю обычным человеческим путём, так и увидеть Его, оценить Его, принять Его и усвоить Его невозможно никаким обычным человеческим способом. Любые доказательства, научные исследования, умозаключения, философские системы, психологические тонкости, глубокие медитации, религиозные посвящения… — всё абсолютно бессильно! Ограниченное никогда не сможет создать Вечное! И греховное никогда не сможет создать Святое! «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор 2:14). Поэтому Божией Любви необходимо было ещё сотворить такую связь с нашим сердцем, через которую Она смогла бы неискажённо являть ему Свой Дар, до полного Его принятия и усвоения. Эта связь не могла быть земного происхождения, так как предназначалась для неземного Дара, и она должна была иметь в себе такую силу, которая была бы способна преодолевать сопротивление всей греховной одичавшей человеческой природы и всех «неопровержимых» сущностей, законов и сил этого мира! Эта связь – суть нечто, что может исходить только от Самого Бога – плода Его Любви. Человек, в котором рождается такая связь, неизбежно попадает под напряжение, порой всего своего существа; и это его существо всеми силами сопротивляется тому пути, по которому, при помощи этой связи, направляет его Вечная Любовь. «Тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь» (Мф 7:14). Почему «тесны» и почему «узок»? Потому что наш ограниченный себялюбивый человеческий разум сам по себе никак неспособен так охватить пути Божественной Любви, чтобы смочь различить их подлинную благость. Эта благость так же высока и бесконечна как и Сама Любовь! И, так называемая, привычная наша «жизнь» всегда будет претендовать на единственную «реальную жизнь». Естественный, привычный настрой нашего отчужденного сердца, нашего эгоцентричного мира, нашей обычной природы – «жизни» без Любви, наших ничтожных, но таких милых нам земных преходящих «радостей», «перспектив», наших «мудрых представлений»…, — всё это с необыкновенной силой держит нас в своей власти! Как-то, в один из моментов таких откровений, ученики Христа в ужасе вскричали: «Так кто же может спастись?» И услышали такой ответ, в котором они тогда мало, пожалуй, что поняли, но который именно и привносил свою лепту в созидании этой Божественной связи в их сердцах: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19:25,26).
И об этом, дорогой мой друг, об этой бесценной Божественной связи…, мы попробуем поговорить при следующей, надеюсь, скорой встрече.
С искренней любовью…
По милости Божией скорая встреча так желанна...
Очень желанна и очень нуждаюсь в молитвенном присутствии...